
В настоящее время как у клиницистов, так и экспериментаторов сложилось окончательное мнение, что решение проблемы рака не может быть достигнуто без учета так называемых предраковых состояний.
Первые указания о предраке относятся к XVIII веку. С тех пор накопилась большая литература.
Проблеме рационального лечения предраковых заболеваний принадлежит центральное место в профилактике рака.
Разные авторы под термином «предрак» понимают различные процессы. Термин «предрак» может быть сохранен не только в смысле морфологического субстрата, но и в отношении физических, физико-химических и других факторов развития рака.
Некоторые исследователи трактуют «предрак» как термин условный, имеющий собирательное понятие, предполагающее большое число процессов, которые далеко не всегда переходят в рак, но являются источником большого числа раковых заболеваний.
«Предраковое состояние» в организме развивается намного раньше, чем морфологически диагностируется рак. Предраковым считается развитие эпителия и соединительной ткани, но с ничтожной разрушительной силой.
С патологической точки зрения выражение «предраковое состояние» стараются заменить выражением «подозрительные на рак», но такое выражение не соответствует всей глубине вопроса и затрагивает только морфологию процесса.
Учение о предраке возникло в практике. Это учение ставит задачу найти ранние формы ракового процесса и предраковых заболеваний в обратимой стадии, которые обеспечили бы снижение заболеваемости до минимума. Целым рядом исследователей установлены факты малигнизации эксплантацитов в культурах тканей. Различают четыре группы предраковых изменений - дерматиты, язвы, папилломы и кожный рог - которые через 4 - 6 месяцев переходят в рак.
Развитию рака предшествует преканцероматозное состояние, признаком которого является васкуляризация эпителия с атипией его клеток и атипическим ростом.
В последние годы экспериментальная онкология обогатилась рядом новых данных благодаря применению канцерогенных веществ. Это создало возможность изучить:
- морфологию развивающихся раковых опухолей;
- реактивность организма и различных тканей на канцерогенные агенты;
- процесс развития предракового состояния в эксперименте.
При всех до сих пор известных видах рака, возникающих под влиянием хронических раздражений, между нормальной клеткой и опухолевой имеется промежуточная преканцероматозная стадия. Следовательно, надо признать, что этиологическим фактором в развитии рака, а это особенно хорошо можно проследить при развитии профессиональных раков, является хроническое раздражение, которое сопровождается, как известно, воспалительным процессом с пролиферативными и дегенеративными изменениями в эпителиальном покрове.
Это положение заставляет относиться к предраковым изменениям с повышенным вниманием, поскольку на данном этапе развития знаний нельзя уловить ни клинически, ни морфологически начала канцеризации.
Нормальный эпителий не сразу превращается в раковый; до появления рака существует ряд изменений, характерных для преканцерозного состояния. В таком направлении и рассматриваются все патологические изменения слизистой пищевода, вызванные внешними раздражителями механического, химического, физического и инфекционного порядка, которые поддерживают хронические воспалительные процессы.
Мысль о том, что в основе атипических разрастаний эпителия лежит воспалительный процесс, напрашивается сама собой ввиду постоянного сочетания разрастаний и воспаления.
Рост эпителия вглубь совершается лишь при наличии клеточной инфильтрации, и в этих условиях разрастания эпителия носят инфильтрирующий характер, разрушая подлежащую ткань. Во многих случаях гиперплазии, лейкоплакий и папилломатозных разрастаний, которые являются результатом воспалительных процессов, наблюдается мелкоклеточная инфильтрация в субэпителиальном слое, часто идущая в межмышечные пространства; за нею тяжи эпителия тянутся вплоть до мышечного слоя. Воспалительная пролиферация появляется не только в виде атипических разрастаний эпителия, но и в виде гиперплазии без прорастания вглубь. Этот процесс лежит, по-видимому, в основе образования некоторых полипов и, что особенно важно, ведет к метаплазии эпителия, являющейся, несомненно, уже предраковым состоянием.
Следовательно, есть несомненные изменения в тканях, возникающие на почве воспалительной пролиферации, которые могут вести к возникновению рака. Эти состояния являются, по сути, предраковыми и к ним следует отнести всю гамму патологических процессов, возникающих один за другим (гиперплазия с погружением вглубь подлежащей ткани, особенно среди мышц, образование кист, атрофические и гипертрофические состояния).
Попытки диагностировать предраковые изменения по гистологической картине имеют свои перспективы. Теоретически эти рассуждения правильны и очень важно придавать определенным изменениям ткани определенные значения, в которые вкладывается биологическое понятие.
В предраковом состоянии в клетках и тканях кроме морфологических сдвигов отмечается отек. Отечная жидкость, как известно, заполняя межтканевые пространства, создает условия для кислородного голодания ткани. Появление воды в ткани есть признак органического роста и неудивительно, что одним из компонентов воспалительного процесса является отек ткани.
Следует отметить, что в тканях под влиянием воспалительных процессов, даже местных, происходит цитолиз клеток, продукты распада которых наводняют организм и не всегда являются безразличными для последнего. В организме, как известно, постоянно происходит регенерация клеток. В относительно измененных тканях продукты усиленного цитолиза являются, очевидно, теми факторами, которые в качестве неспецифического раздражителя поддерживают пролиферативные процессы и обусловливают атипический рост.
Таким образом, данные исследований убеждают в том, что в основе предраковых изменений в развитии опухолей лежат регенерационные и воспалительные процессы, возникающие в результате действия любых раздражителей либо экзогенного, либо эндогенного, характера. В верхнем отделе пищеварительного тракта факторов раздражения чрезвычайно много; таковы, например, обжигание горячей пищей, механические воздействия непрожеванной и быстро проглатываемой пищи, злоупотребление алкоголем, поступление бактериальных токсинов со стороны полости рта и глоточного кольца, а также всевозможные пороки развития. Об этом ярко свидетельствует обилие патологических процессов в слизистой пищевода, найденных на секциях.
Проблему злокачественного роста необходимо решать в направлении изучения канцерогенных веществ, изменений клетки тканей на фоне целого организма. С этой точки зрения следует изучать и предраковые изменения в клетках и тканях.
Безусловно, процесс малигнизации легче наступает в патологических тканях, менее стойких и дифференцированных, так как эти явления связаны с нарушением функциональной полноценности клеток, нарушением нервной и гуморальной корреляции. В этих условиях ослабления функционального нервного управления клетками и тканями со стороны организма создаются благоприятные обстоятельства для бластомогенеза.
В процессе малигнизации клеток освобождаются особые вещества, которые способствуют размножению клеток, обусловливают злокачественность неоплазмы.
Развитие рака связано с регенеративными процессами. Воспалительные процессы, связанные с беспрерывным отторжением клеток, создают тот фон, в условиях которого проходит злокачественная регенерация. Клетки доходят до состояния необратимого — карциноматозной клетки, через постепенные изменения как биологического, так и морфологического характера.
И эта постепенность перехода дает право говорить о предраковом состоянии клеток ткани как о состоянии обратимом.
Возникновению рака предшествует ряд изменений, развивающихся в определенном направлении. Это положение наполняет конкретным содержанием представления о раке. Следует подчеркнуть, что изучение предраковых изменений имеет выдающееся клиническое значение, особенно при coпоставлении экспериментального материала с соответствующими данными о патологических состояниях человека.
В настоящее время возникло новое представление, по которому канцерогенные вещества обладают специфическим действием, исключающим фазу патологической регенерации.
В процессе развития злокачественного новообразования в ткани возникает патологический, отделимый от клеток фактор — «раковый белок» или «фактор злокачественности», представляющий собой продукт клеток, возникающий под влиянием бластоматозного вещества. Стало быть, «фактор злокачественности» есть продукт клеток эндогенного порядка, возникающий в очагах пролиферирующего эпителия.
При точном знании закономерностей развития предопухолевых процессов, несомненно, можно получить возможность рано воздействовать на патологический процесс и тем самым предотвращать причины, которые обусловливают малигнизацию.