Спасибо, ваше сообщение принято.

Наши менеджеры обработают его
и свяжутся с Вами максимально быстро.

Корзина пуста

Игромания и компьютеромания как образ жизни подростков
01.11.2013

Игромания и компьютеромания как образ жизни подростков

Болезненные зависимости бывают химической (наркотической - наркомания, алкогольной - алкоголизм и т.д.) и нехимической (игровой - игромания, магазинной - шопомания или ониомания, компьютерной – компьютеромания, игромания и т.д.).

Игромания (гэмблинг, китайский синдром, игровая аддикция, лудомания) является психологической зависимостью, Всемирной организацией здравоохранения обозначается термином «патологический гэмблинг» в классификации психологических расстройств МК-10. Как о значимой социальной проблеме, о игроманах заговорили в 60 - х годах ХХ века, хотя различные игры (игроки) появились и существовали значительно раньше, если не всегда. В настоящее время многими значениями игромания характеризуется как социальная эпидемия.

Играть можно в карты, в казино, лотерею, играть можно на тотализаторе, на бирже, на компьютере, на автоматах и т.д. Следует отметить их относительную латентность, так как даже в ходе анонимных опросов не каждый (в первую очередь себе, как и алкоголик), зная о негативном отношении к играм общества, своего начальства, друзей, родственников и о возможной своей зависимости, зафиксирует факт своей игры во что-нибудь. Даже играя, например, на автомате, игрок сам себя может убеждать, что вот в такой форме «это не игра - ну сыграл один раз, ну бросил один раз 50 копеек - разве это игра?» и т.д.

Вполне понятно, что в казино играют люди состоятельные, которые пытаются выглядеть солидно и соответственно возрасту. Несовершеннолетних там нет. Как правило, последние играют на автоматах, особенно на тех, которые расположены вне игровых залов и павильонов, то есть на улице, в переходах и т.д., где они находятся или могут находиться вне контроля со стороны взрослых. Активно играет на автоматах и молодежь старше 18 лет. По статистике, 75 % жертв «одноруких бандитов» составляют школьники и студенты». В свою очередь специалисты обеспокоены тем, что почти 5 % подростков проводят все свободное время в игровых и компьютерных клубах вместо того, чтобы заниматься спортом, общаться с друзьями или родителями». Условия для такого время провождения вполне благоприятные. Например, только в Киеве концентрация объектов игорного бизнеса чрезвычайно высокая».

Подростки не имеют достаточных средств ни на игру на автоматах, ни на удовлетворение некоторых своих мелких потребностей (мороженое, кока-кола, посещение Макдональс и т.д.), иллюзия же возможного выигрыша (как и желание играть) и как следствие возможности решения ряда проблем «тянет» их играть, они легко поддаются соблазну. Родители или не одобряют такое поведение (не дают денег) или запрещают его. Правда, некоторые и не знают, и не догадываются о такой страсти, которая возникла у их детей.

Однако, подростки, несмотря на запреты, идут играть (противоречат родителям, вступают с ними в конфликт) и проигрывают. Играют и более старше их по возрасту, хотя и понимают, что могут проиграть, это, как правило, и происходит. В проигравшего возникает жгучее желание отыграться, мысль об этом буквально «точит» и уничтожает многих игроков, не отпускает их, не дает ни есть, ни спать. Часто, чтобы реализовать это свое желание, они занимают деньги в долг (как алкоголики) и снова проигрывают. Чтобы отыграться и отдать долги продают свои личные вещи (мобильные телефоны, одежда и т.д.), затем для продажи выносят вещи из дома, начинают воровать. Возникает потенциальная цепочка действий (схема, модель) : игра - проигрыш - ссуда - игра - проигрыш - долг - продажа - игра - проигрыш - долги - преступление. Конечно, не для каждого эта цепочка превращается в реальность, но для каждого игрока она во многом является вероятной.

У многих подростков это цепочка действий при отсутствии у них денег может прерваться, тогда «однорукий бандит» заменяется компьютером.

Компьютеромания (поколение М, включая хакеров, фракеров, хактивистов и т.д. )

Много причин захвата подростками и молодежью в целом компьютерными играми, интернетом, мобильными телефонами (мобильной связью) и т.д. во многом понятны. Однако, на некоторых из них следует остановиться особо.

Во-первых, отсутствие или недостаток реального, «живого» (духовного) общения. В подростка (молодого человека) нет или почти нет общих проблем (интересов, потребностей, целей) в семье (не во всех) с родителями, друзьями (если они есть), со своим окружением (школой, двором, другими взрослыми) и даже обществом, как он его воспринимает и идентифицирует. Если они и есть, то от решения этих проблем (их обсуждения и т.д.) перечислены субъекты по разным причинам устраняются.

Подросток не «живет», а сосуществует с родителями, семьей, последняя как ячейка общества, которая должна выполнять функции воспитания, социализации, де-факто не исполняет или выполняет не в должной мере. Родители и дети перестают совместно проводить время, даже обедают не «за столом», по-разному проводят выходные и отмечают праздники, смотрят разные передачи и программы телевидения, а значит – не обсуждают их.

Между ними отсутствует общая материально - практическая деятельность, исчезает необходимость в ее организации и координации, управление и контроль. «Глава» семьи теряет свой авторитет («Не учите меня жить - помогите материально»). Подобные процессы происходят и на других уровнях общения.

Одна из причин - родителям, родственникам и другим взрослым некогда общаться с подростком, нет времени, у них свои заботы, проблемы, работа и т.д. Друзья - могут не понимать этих проблем, не оценить их значимости. Возникает некий разрыв (конфликт) между подростком и родителями, семьей, социальной группой (класс, школа и т.д.), окружением и обществом в целом, что проявляется в не самом понимании друг друга, своеобразном отчуждения.

Это – «уход» (как специфический по форме социальный конфликт ) с семьи, школы, улицы (от друзей, взрослых), социальной группы, общества, уход как «бегство»(подобным же образом возникает наркомания, бродяжничество, беспризорность, безнадзорность и т. д.), физическое и духовное. Как следствие у ребенка (особенно из-за непонимания) возникают проблемы с окружением, он теряет друзей, остается в одиночестве, наедине со своими заботами, замыкается.

Но эти проблемы он может обсудить и решить в Интернете, именно там есть варианты найти необходимых и новых друзей, просто собеседника, сочувствие, одобрение, совет и другую поддержку. С собеседником в интернете можно говорить (и обсуждать) все и обо всем, а главное - выкладывать что-то реальное, горячее, то, что волнует, не дает спать, то, что подросток боится или не хочет говорить вслух со своими родными, близкими, друзьями, знакомыми.

Он исповедовался анонимному собеседнику, который его не знает и не увидит и которого он сам не знает и не увидит, с которым он общаться не будет (возможно никогда?), кроме того, проблему можно решить мгновенно, «здесь и сейчас».

Возникает иллюзия, что «виртуальный собеседник - единственный близкий человек на Земле, а друзья и домочадцы - всего лишь случайные попутчики». К тому же, этот Собеседник не хлопнет дверью, он не кричит, не распускает руки, не выясняет отношения, а если идет, то идет по-английски - тихо и бесшумно. Собеседника не видно (например, его не раздражает мимика) и не слышно, от него нет неприятных и других запахов, он в свою очередь не может зафиксировать растерянность и смущение подростка. Если общение с ним становится нежелательным, то его можно в любой момент прервать без всяких условий, обязательств. Общение происходит только с тем, кто желаемый, к кому чувствуешь симпатию, с кем есть духовная общность, духовное единение.

Во-вторых, отсутствие общения, возникновения множеств не решаемых проблем могут порождать у подростка какое-то чувство и осознание своей ущербности, ненужности. В него появляется обида и злость. Но общение по Интернету убеждает и доказывает ему самому, что он кому-то нужен, что он может добиться признания окружающих. Это происходит потому, что Интернет виртуально устраняет всякие социальные различия, не изжиты комплексы у взрослых и еще существующие у подростков, уравнивает всех собеседников. Он помогает виртуально осуществить нереализованные желания. Более того, он предоставляет реальную возможность виртуально изменить свой статус, создать миф о себе.

С помощью Интернета можно виртуально изменить и исправить свою реальность. Человек сам создает свой образ, он сам в любом виде преподносит себя другим и всему виртуальному миру, и возможности для чего практически не ограничены.

В-третьих, компьютероманией, как правило, болеют трудоголики, «маньяки своей работы».

Интернет открывает для них широкие возможности для реализации интеллектуальной свободы, творчества, осуществления нестандартных действий и не шаблонного поведения. Он позволяет доказать какое-то преимущество (часто реальное) того или иного индивида над другими, если не над очень многими. Это и привлекает подростков, помогает им освободиться от требований и обязательств, которые им навязывают взрослые (разрешение конфликта?).

Данное положение особенно касается хакеров. Собственно, этимологические корни этого термина указывают на человека, связанного с нестандартным действием, оригинальным поиском, творческим преодолением ограничений. Первому поколению хакеров в 60-е годы ХХ века были присущи «новаторский подход к исследованию программ», провозглашение принципа неограниченного бесплатного доступа для всех к информации, ценности абсолютной свободы.

В целом можно сказать, что поколение М, особенно хакеры создают «свою собственную жизнь», значительная часть которой имеет виртуальный характер. В их среде формируется свой специфический язык - сленг, они создают свою науку и идеологию, свое, во многом виртуальное, общее, объединяющее формирует у них субкультуру.

Хакеры достаточно активны в обнародовании своих принципов, взглядов и представлений.

Возникшая субкультура молодого поколения М, особенно ярко проявляется в среде хакеров (во многом и сформировалась в их среде, а затем распространяется вне ее), имеет ряд отличительных черт от молодежных субкультур.

Вероятно, следует остановиться лишь на нескольких, в первую очередь, это – антимассовость. В том смысле, что поведение представителей поколения М в процессе их работы на компьютере индивидуальное. Даже если оно происходит в компьютерном зале (классе), где находится несколько человек, то оно не связано с «круговой реакцией» коллективного поведения. Даже если собирается какая-то группа компьютероманов (хакеров), то она не является ни толпой, ни массой. Между составляющими ее индивидами нет коллективного взаимодействия, сопряженного с взаимным возбуждением, передачей эмоций и настроений друг другу. Они не склонны и свободные от психоза, который рождается в толпе, как фанаты или скинхеды.

Поведение работает на компьютере, как правило, вне ситуативно, оно качественно не меняется в зависимости от изменения ситуации (забили - не забили гол, выиграли - не выиграли), свободно от всплесков эмоций, взрывов или срывов в поведении (избиение «чужих»).

Именно поколения М (хакеры) привыкли работать (общаться) на компьютере, будут пользоваться им всю жизнь, следуя в той или иной степени компьютерной или хакерской субкультуры. Они не становятся полностью «бывшими» хакерами. Хиппи, панки и многие другие «вырастают», превращаются из хулиганских пацанов в солидных предпринимателей и политиков, становятся просто взрослыми, воспитывают своих детей. Они «бывшие».

О положительных и отрицательных чертах и последствия захвата электронными устройствами написано и сказано много, тем более, что многие из них очевидны, но на некоторых из них следует остановиться отдельно.

В первую очередь на том, что поколение М не просто проводит мало времени в семье, с друзьями и т.д. Оно не просто неистово восторженно экраном, у него всегда катастрофически не хватает времени (данный факт может не осознаваться), большую часть которого оно уделяет компьютеру. Следствием чего в обществе и во многих представителей поколения возникает очень серьезная проблема. Другими словами - человек не живет, а только существует, он лишает себя всех удовольствий и вкуса жизни, многогранности чувств и тонкости ощущений. Любовь у него заменяется сексом, ритуал семейных обедов и посещения ресторана - поглощением пищи и т.д. Он не видит и не воспринимает весны, запаха сирени и красоты цветущих каштанов. «Дух» самой жизни оказывается вне его, он в значительной степени сам превращается в компьютер.

Итак, суммируя вышесказанное, что подросток не только не чувствует и не понимает реально жизненных ценностей человека, воспринимает их, возможно сказать, виртуально, но и виртуально начинает относиться к самой реальности. У него формируется и начинает доминировать в реальном поведении его виртуальная составляющая. Более того, его реальное поведение в объективной действительности превращается в виртуальное поведение в настоящей реальности.

То есть, реальность он начинает воспринимать как обратную форму во времени, подчинение своей воли и изменения его желанию. Совершил какое-то действие, которое его не удовлетворяет результат (отрицательный, некрасивый и т.д.) - его можно заменить, а действие повторить с самого начала, с «чистого листа». За полученные ранее негативные последствия не нужно нести ответственность, наказание, не надо ничем «платить», они не «ликвидированы», их «нет». Такое виртуальное отношение к реальности часто приводит подростков к совершенствованию непонятного с точки зрения нормального взрослого (свободного от зависимости) поступкам, например, самоубийством.

Итак, подросток, прошедший такой шаг, считает, что этим своим действием только попугает взрослых, заставляет их что-то сделать для него очень важно, или он избежит этим своего наказание за какой-то его поступок. Вообще взрослому (и нормальному), даже если он очень захочет и сделает для этого, все, очень трудно адекватно понять и объяснить, как такой подросток воспринимает и определяет свой поступок, как он его видит. Возможно, в этом и есть сущность конфликта, как социокультурного, так и между поколений. Или значительная его составляющая, так как виртуальная реальность значительно усложняет эти конфликты.

Имя: *
Е-mail: *
Отзыв: *
Код защиты: * Сменить код
* - поля, обязательные для заполнения
Статьи
Популярно-информационные статьи
Развитие социально-эмоциональной сферы ребенка: ка
Развитие социально-эмоциональной сферы ребенка: ка...
Ребенок, приходя в мир, должен чувствовать, что его любят, ему рады, о...
Медицинские праздники
Международный день отказа от курения
Международный день отказа от курения...
Международный день отказа от курения был учрежден по инициативе Америк...
Заболевания суставов и опорно-двигательной системы
Спондилоартроз грудного отдела позвоночника
Спондилоартроз грудного отдела позвоночника...
Спондилоартроз - дегенеративное поражение синовиальных (межпозвонковых...
Новые медицинские учреждения
  • Государственное учреждение
  • Медтехника Ортосалон
  • Медичний центр  сучасних технологій «ВАШЕ ЗДОРОВ’Я», ПП
  • Интернет-магазин
  • SKYDENT
  • «Аксимед» — Клиника современной неврологии
  • Студия красоты и развития
  • Алтес - Сумы
  • Мед Люкс Детокс